Почти каждый раз когда я общаюсь с людьми, считающими себя идущими по духовному пути, я вижу одни и те же излюбленные остановки, сидя на которых они воображают свой путь. Остановиться легко. Настолько, что большинство духовных искателей ещё даже не вступило на путь, уютно устроившись на остановке под названием «Современная духовность». А уж на этой остановке есть всё что душа пожелает.

CОВРЕМЕННАЯ ДУХОВНОСТЬ И УЮТНОЕ РАЗВИТИЕ

 

Вот длинный ряд просветленных Мастеров и Гуру с ещё более длинными рядами своих последователей. Вот библиотека священных писаний и лучшие тексты просвещенных представителей человечества. Вот группа йогов в скрученных позах и вот свободный коврик, ждущий тебя за умеренную плату. Рядом самозабвенно мантры поют и кружатся в экстатическом танце люди с блаженными лицами. А вот тут, вкусив некий экзотический напиток, или пожевав волшебный гриб, можно испытать высочайшие мистические переживания. А там, неподалеку, в ряд выстроилась целая череда ашрамов, от которых веет тишиной и покоем. И ещё отовсюду зазывают к себе, предлагая чайные церемонии, техники медитации и дыхания, тайны боевых искусств, энергетические комплексы, магические приёмы, шаманские ритуалы, древние артефакты и духовную атрибутику на любой вкус… ух… всего и не перечислишь.

 

Грех тут не остановиться — вон какой большой выбор. Да и спрос очевидно имеется. А раз спрос велик и люди оттуда идут с горящими глазами, значит дело хорошее и нужно пробовать, так ведь? Правильная логика?

 

Вот поэтому люди и застревают на этой остановке. Они руководствуются логикой эпохи потребления, в которую даже духовность выставлена на прилавки. И вот потребители ходят от отдела к отделу, выбирая себе различные наряды духовно-продвинутых искателей. А потом они показывают их друг другу, как трофеи, добытые в духовном супермаркете.

 

Думаете я против всего перечисленного? Нет. Не против. Дело вообще не в том что я перечислил. Всё это двери. Как я могу быть против дверей? Если ты знаешь к чему идешь, то это то, сквозь что ты иногда проходишь, идя к своей цели, а если не знаешь, то это просто хождение по разным достопримечательностям раскрученного туристического маршрута с духовными комментариями к нему. А духовный туризм нынче явление очень популярное.

 

ДУХОВНЫЙ ТУРИЗМ

Некоторые духовные традиции сравнивают первый этап на духовном пути с жизнью пчелы. По сути, это ещё не сам путь, но только прелюдия к нему. Пчела летает от цветка к цветку и пробует их пыльцу на вкус. Так и духовный искатель знакомится с разными подходами, религиозными направлениями, философскими воззрениями, практиками и конкретными носителями знаний и состояний. Подразумевается что духовный искатель на этом этапе по крайней мере теоретически разберется с основными вопросами, поймет какова цель духовного пути, каковы его собственные склонности и какое из испробованных направлений ему ближе. Этот этап может длиться несколько лет, и по его истечению духовный искатель, подобно пчеле возвращается в улей, чтобы переварить съеденную пыльцу и начать давать мёд. Возврат в улей – это остановка внешнего поиска, прекращение активного накопления информации и опыта, и начало переваривания всего, что было накоплено в прошлом. Это — начало пути.

 

Но что я вижу? Я вижу что ненасытные пчёлки летают всю жизнь без устали, так и не вернувшись в улей, так и не начав процесс переваривания, и так и не начав выделять мёд - вот это и есть духовный туризм.

 

ЦЕЛЬ

Очень редко можно встретить человека, который потрудился честно ответить себе на вопросы о цели всего того, что он делает в сфере жизни, которую считает духовной. Зачем всё это? Какова конечная цель? Что должно быть в итоге? Кто Я? Какова моя ценность?

 

В 99.9% случаев за этим вопросом скрывается примерно один и тот же ответ. Он маскируется духовными терминами и возвышенными формулировками, но при честном рассмотрении там всегда одно и то же. Часто люди говорят о духовном пробуждении и освобождении, а подразумевают при этом счастье, блаженство, гармонию, экстаз, могущество, покой, признание, роль просветленного учителя и все такое в этом роде. Если взглянуть честно, то всё это скрытые представления об меркантильном удовольствии. Удовольствии, завёрнутом в фантик духовности.

 

Вообще-то все представления об удовольствии коренятся в нашем прошлом опыте, так что если цель – удовольствие, то ты всегда будешь иметь дело лишь с фрагментами своего прошлого в разных его комбинациях. Порой причудливых и мистических комбинациях, но тем не менее…

 

Знайте, что этот мир удовлетворяет все запросы без исключений. Он так устроен. И если положение в мире таково, что духовных искателей миллионы, а пробужденных существ единицы, то вывод прост: они не хотят пробуждения, они хотят чего-то другого. И это другое маскируется под духовность.

 

МАСТЕРА И ГУРУ

Для современного духовного искателя лучший Мастер – это мёртвый Мастер. Я не шучу. Это факт, если ты смотришь на вещи прямо. Живой Мастер – это угроза всем твоим представлениям, всей твоей шаткой конструкции эго — концепциям, теориям, умопостроениям и твоей воображаемой личности. Словом, всей той лжи, которой ты сам от себя укрываешься от жизни.

 

Поэтому современным искателям нравятся Мастера прошлого, или те Мастера, которые находятся на достаточном отдалении от них. Они не угрожают их безопасности и полностью соответствуют их представлениям и фантазиям о духовном пути. Таких Мастеров можно заочно любить, ими можно восхищаться и периодически ссылаться на их слова. Они не выйдут из нирваны, чтобы кулаком истины заехать в челюсть твоей воображаемой персоны. А ведь примерно этим занимается настоящий Мастер. Живой Мастер. Тот, которому ты можешь задать свой важный вопрос и к которому ты можешь подойти достаточно близко, чтобы однажды исчезнуть, но потом воскреснуть уже другим.

 

Большинство из тех, кто приходит к Мастерам, чтобы задать свой вопрос, думают что они пришли за ответом, за решением озвученной проблемы. Но задача у Мастера другая – отобрать у тебя твои вопросы, оставить тебя ни с чем – незащищенным, открытым и уязвимым: без вопросов и ответов, без многочисленных слоёв из идей и концепций. И если ты это понял, тогда ты несмотря на неизбежный дискомфорт будешь подходить к нему все ближе и ближе, пока однажды не обнаружишь, что Мастер и ты – едины.

 

Но современный искатель приходит к Мастеру, чтобы подтвердить своё мнение и укорениться в нём. А если этого не происходит — он уходит к другому. Выбор ведь нынче огромный. Обязательно найдется тот, кто будет ласково приглаживать его возвышенные представления о себе самом, заодно увеличивая ряды своих последователей.

 

Ходить на встречи и пить Мастеров из трубочки как разноцветные соки, обсуждая потом понравился он тебе или нет – это так модно. И так же странно часто ходить от одного Мастера к другому, смешивая эти напитки как коктейли.

 

Возможно, у вас есть вопрос: обязателен ли Мастер на пути пробуждения? На этот вопрос у меня есть точный ответ: да, Мастер нужен. Но поймите самую важную мудрость - истинный Мастер – это ВАША ВНУТРЕННЯЯ СУТЬ, сама Жизнь. Она твой первый и последний учитель. А настоящий Мастер в обличье человека может только помочь пробиться вам к себе, а вот какие у него подходы и как вы настроены - это уже отдельные вопросы и предпочтения каждого!

 

МИСТИЧЕСКИЕ ПРОЖИВАНИЯ

Зачастую мистические опыты воспринимаются людьми как неотъемлемая часть духовного пути, поэтому часто становятся самоцелью. Что в сущности является подменой и препятствием на пути пробуждения. Духовное пробуждение – это не мистическое проживание, это вообще не какой-либо новый опыт и не измененное состояние сознания. Пробуждение никогда не совпадает с представлениями о нём. Оно подобно вспоминанию себя как того, кто видит эту жизнь как сон, а не того, кто во сне что-то делает. Как того, кто существовал и будет существовать всегда, среди всех явлений и за их пределами.

 

Все ощущения, все опыты, вся мистика во всех её проявлениях – это часть сна. Может быть в его более тонких слоях, но все же — это часть сна.

 

Сон разворачивается в виде некого действия на театральной сцене. Сцена — это территория привычного человеческого восприятия. Метафизика и мистика – это закулисье внешних процессов, видимое, если привычное восприятие изменить. А пробуждённое существование – это не вовлечённое наблюдение из-за пределов как сцены, так и её закулисья. И заглядывать за кулисы чаще всего нет никакой необходимости.

 

Я периодически слышу о том, как кто-то из встреченных мной людей воодушевленно рассказывает о мистических проживаниях, как о чем-то очень значимом. И когда они спрашивают меня что я об этом думаю, то не видят в моих глазах большого интереса. Я говорю об этом как о чем-то обыденном и не особо важном. И это, конечно, им не нравится.

 

CОВРЕМЕННАЯ ДУХОВНОСТЬ И УЮТНОЕ РАЗВИТИЕ

 

Просто мне уже сложно понять, чем одно состояние принципиально лучше другого. Если эти ощущения являются только вашей целью, то наркотики – самый быстрый способ добиться этого. И множество людей в современной духовной тусовке так и делают, прикрываясь высокими словами. Но если быть честным, то наблюдать нужно реальные реакции человека в простой обыденной жизни, а не закрытой встрече – это и будут показатели настоящего вашего продвижения. 

 

Если ваша цель пробуждение или просветление, то для начала вам нужно разобраться в значении этих слов и что они вообще значат, к чему направляют. Эти смыслы будут как вехи на пути, по которым вы можете понять, где вы находитесь и куда двигаться дальше. Будучи водителем, вы же никогда не делаете дорожный знак целью своей поездки, не останавливаетесь возле него, не бродите вокруг, не молитесь на него, считая его чем-то особенным. Вы просто едете дальше, узнав благодаря знаку, что здесь вас ждет дальше.

 

ДУХОВНЫЕ ПРАКТИКИ

 

Ох… с этим беда. Нужно признать, что с доступностью информации к нам пришла и поверхностность её восприятия. Все практики и методы – это инструменты, вроде лопаты. Тут подходы и способы копания у всех свои - это слишком индивидуальная тема и не хочется многим наступать на больные места.

 

ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЗНАНИЯ

Хорошая книга – это указатель, подобный ссылке в интернете. Задача ссылки – указать и перенаправить пользователя на целевую страницу. Задача духовной литературы – указать на источник взгляда читателя и на факторы, которые его могут отвлечь. И мне часто хочется спросить: зачем ты постоянно перечитываешь тексты ссылок? Зачем их цитируешь, собираешь и копишь просто информацию, но ничего сам не делаешь? Зачем тебе коллекции ссылок? Зачем ты читаешь комментарии к ним? Иди в туда, куда они указывают, проверь, попробуй, ошибись, сделай выводы и еще попробуй... и так не раз! Но... обычно - три шага, поверхностно, не далеко, но зато сколько мнений по любому поводу!

Вопреки общепринятым представлениям, я скажу, что большого количества информации не нужно. Порой достаточно нескольких искренних бесед, или небольшого абзаца текста, чтобы сформулировать самую суть того, что тебе нужно делать и как именно сейчас. А далее – необходимо брать лопату и копать.

 

АШРАМЫ

Я побывал во множестве ашрамов, общался со многими людьми, которые регулярно их посещают. И я много раз слышал одну и ту же историю. Она звучит примерно так: «Здесь, в ашраме, хорошо, спокойно, возвышенно, а там где я живу - всё не так – шумно, низкие энергии и люди кругом не те». Поэтому некоторые из таких людей однажды все бросают и селятся рядом с ашрамом, или прямо в нём. И знаете что я думаю? Я думаю, что на этом чаще всего путь развития этого человека оканчивается. Причем скорее всего так и не начавшись.

 

Большая часть нашей судьбы завязана в условиях того места и социума, в котором мы проводим большую часть жизни. И лучший способ увидеть и развязать кармические узлы – это взглянуть на них прямо, не пряча глаза. Если бы эти люди искренне спросили меня, каким я вижу их следующий шаг, то я бы сказал: возвращайся домой; устройся на работу; добейся того, чего когда-то хотел, но потом сдался, спрятав это желание куда подальше; наладь отношения с родителями, родственниками, женой или мужем, друзьями и сотрудниками; окружи себя достойными людьми. Необязательно чтобы все эти отношения были близкими, достаточно чтобы они не были деструктивными и чтобы гармонично укладывались в контекст вашей жизни. И вот когда это случится, и при этом останется некая тяга к чему-то выходящему за рамки даже этой гармонии – приезжай в ашрам. В этом случае вы не будете убегать от действительности и вы уже не будете чувствовать большой контраст между жизнью дома и жизнью в ашраме. Ашрам станет просто удобным решением практической задачи – например, для прохождения интенсивного ретрита, или переваривания пройденного этапа. А для меня теперь Ашрам - это любое уединенное место, где мне хорошо и конечно же простая природа.

 

О НАШЕМ ВРЕМЕНИ

Наше время — просто подарок для того, кто действительно заинтересован в пробуждении, потому что современный социум таков, что достаточно жить обычной жизнью в гуще общества, чтобы деструктивные тенденции ума постоянно выходили наружу. Современная социальная система этому способствуют. И это конечно же тяжело, но и очень эффективно - так сама жизнь показывает то, что тебя отягощает, помогая тем самым от этого освободиться.

 

CОВРЕМЕННАЯ ДУХОВНОСТЬ И УЮТНОЕ РАЗВИТИЕ

 

Тесные связи, доступность информации, интенсивность жизни, и даже материалистичный вектор современного общества – всё это отличные условия для быстрого взросления.

 

ЕЩЁ НЕСКОЛЬКО СЛОВ

Всё вышеупомянутое ни в коем случае не является критикой - в сущности всё и всегда на своих местах. Я сам наступал и наступаю на многие грабли, но иногда такой текст может стать поводом к пересмотру курса движения. Всё это было о том, как перестать имитировать духовность, попадаясь в хорошо замаскированные комфортные ловушки. И если вы поймали себя на этом, то в ваших силах это остановить, изменить и скорректировать свой жизненный путь самому или с чье-то помощью - решать только вам. Есть такое желание? Тогда не откладывайте это на завтра - решите прямо сейчас свою любую высоту из тех выводов, что у вас получились и переходите к реализации.

 

Удачи нам всем на своем жизненном пути!

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ